RUS
Tenebrae – мрак (лат.). Особая католическая служба Страстной пятницы.
Произведение написано в 2014 году на текст Пауля Целана, с которым я впервые познакомился благодаря прекрасным переводам Ольги Седаковой.
Tenebrae
Рядом мы, Господь, рядом, рукой ухватишь. Уже ухвачены, Господь, друг в друга вцепившись, будто тело любого из нас – тело твое, Господь. Молись, Господь, молись нам, мы рядом. Криво шли мы туда, мы шли чтоб склониться над лоханью и мертвым вулканом. Пить мы шли, Господь. Это было кровью. Это было тем, что ты пролил, Господь. Она блестела. Твой образ ударил в глаза нам, Господь. Рот и глаза стояли открыто и пусто, Господь. Мы выпили это, Господь. Кровь и образ, который в крови был, Господь. Молись, Господь. Мы рядом.
Текст Целана необыкновенно музыкален. Текст самодостаточный, не нуждающийся ни в какой музыке. Почему я все же решился писать?
На мой вгляд, музыка это возможность пережить текст на другом эмоциональном уровне. Речь как бы проходит мимо нас, скользит по нашему сознанию и идет дальше. Музыка позволяет задержаться на смыслах, дает большую возможность ощутить, почувствовать реальность происходящего в тексте.
При этом музыка целиком и полностью должна быть подчинена тексту, поскольку текст первичен на момент написания музыки.
Молись, Господь,
молись нам,
мы рядом.
Тремя короткими строчками Целан показывает богооставленность Христа.
Как это пережить в музыке?
Или
Твой образ ударил в глаза нам, Господь.
Как это выразить музыкальными средствами?
Приблизительно так я мыслил пока писал Tenebrae.
Уже первая фраза звучит в полной тишине почти 3 минуты. А как иначе можно написать?
Рядом мы, Господь, рядом, рукой ухватишь.
Или в середине произведения самый драматичный эпизод, построенный на всего лишь единственной фразе Es glänzte/Она блестела (речь идет о крови)
Этот эпизод длится почти 4 минуты.
На сегодняшний день это мое самое драматичное произведение. И этот тот самый редкий случай в моей практике, когда я взялся писать музыку, не представляя кто ее будет исполнять.
Я также впервые писал на немецкий текст, совершенно не зная языка. (Друзья помогли).
К счастью, так случилось, что в этом же 2014 году я познакомился с Петром Савинковым, который взялся исполнить музыку со своим хором. (Музыка написана для смешанного хора и струнного трио), за что ему большое спасибо!
Премьера пройдет 2-го апреля в Католическом Соборе на Большой Грузинской.
Будут участвовать:
Лауреат международных конкурсов Камерный хор Училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,
а также струнное трио в составе:
Александр Майборода (скрипка) Дмитрий Усов (альт) Петр Кондрашин (виолончель)
Примечательно, что премьера TENEBRAE состоится накануне страстной недели Великого поста.
Подробнее о концерте здесь